Воспоминание о будущем

— Когда мы прилетим на Марс, то обнаружим там следы наших предков, — считал космонавт-2 Герман Титов. Вероятно, он был немного романтиком и был глубоко убежден, что мы не одиноки во Вселенной. Об этом он не раз беседовал с руководителем и главным конструктором Ульяновского конструкторского бюро приборостроения Виктором Пахомовым. В 60 — 70 годы УКБП активно работало над космической тематикой, а Герман Степанович Титов был здесь научным, консультантом и неоднократно бывал в Ульяновске.

После разработки приборов и систем в УКБП и государственных испытаний опытных образцов вся документация передавалась на шесть засекреченных в то время заводов страны. Причем около 30 процентов разработок изготавливалось на Ульяновском приборостроительном заводе.

В это время, с 1965 по 1972 годы, при непосредственном участии Германа Титова в Ульяновском КБ были разработаны светосигнализаторы, светильники для жилых отсеков космических кораблей и специальные фонарики для космонавтов, выходящих в открытый космос. Первое испытание ульяновского «космического фонарика» провел Леонид Леонов.

Коллектив УКБП разработал также немало специальных датчиков и сигнализаторов для спутников и пилотируемых космических аппаратов. Некоторые из них длительное время работали на космической орбитальной станции «Мир», которую запустили в космос 20 февраля 1986 года. Она была создана на базе конструкций станции «Салют», оснащена новейшими по тому времени оборудованием и приборами, мощным энергоблоком и шестью стыковочными узлами. Максимальная масса этого уникального пилотируемого космического комплекса была 40 тонн, длина около 40 метров. В него было «напичкано» 10 тысяч блоков и 11 тысяч тонн научной аппаратуры. Утром 23 марта 2001 года космическая орбитальная станция «Мир», вдвое превысившая свой ресурс, была затоплена в Тихом океане. На смену ей должна была прийти еще более совершенная — «Мир-2». Однако из-за экономических проблем России пришлось сосредоточить финансовые ресурсы и экономический потенциал на международной космической станции «Альфа». На ней также несут свою бессменную вахту блоки и приборы, разработанные в УКБП.

В 1968 году коллектив Ульяновского КБ получил заказ на разработку комплексной системы ручного управления космическим кораблем, которая должна была применяться в случае отказа автоматики. Ульяновцы с честью выполнили особо важное правительственное задание, создав уникальную систему. КСУКП состоит из двух блоков, по виду напоминающих клавиши аккордеона. С их помощью подаются команды и производится ручное управление космическим кораблем. Причем ульяновские конструкторы предусмотрели двенадцать вариантов применения: при выходе космонавтов в открытый космос, стыковке с другим объектом, подготовке космонавтов к возвращению на землю и других. Впервые система КСУКП была установлена и испытана на космическом корабле «Союз-9». До настоящего времени не было ни одного отказа уникальной разработки ульяновских ученых и инженеров-конструкторов!

Сегодня современными приборами и системами УКБП обеспечиваются все самолеты, вертолеты и другие летательные аппараты России. Однако и космическая вахта еще далеко не завершена.

***

«Я ХОРОШО ЗНАЛ ГЕРМАНА ТИТОВА…»

Седовласый мужчина появился в редакции неожиданно, остановился напротив меня и положил на стол стопку обыкновенных ученических тетрадей.

— Я — Виктор Пахомов, — представился посетитель, крепко пожимая мне руку. Затем добавил, что «связан с Космосом» и прекрасно знаком с нашими космонавтами.

Сначала показалось, что это очередной «чудик». Странным и парадоксальным было содержание самих тетрадей, исписанных мелким аккуратным почерком. Подробно излагались биографии Циолковского и Королева, первых космонавтов, параметры планет Солнечной системы, условия на Луне и Марсе, многократно описывалась станция «Мир». Все это перебивалось диаграммами Солнечной системы, рисунками космических аппаратов, вырезками газет об НЛО, «снежном человеке» и других параномальных явлениях.

И вдруг — совершенно уникальный и, вероятно, единственный в мире! — снимок Германа Титова с молодым мужчиной.

— Это я в молодости с Германом Степановичем, — доверительно пояснил мой нежданный гость. — Я очень хорошо знал Титова. Это был мужественный человек, необычайно начитанный и увлекающийся. Он отлично плавал, прекрасно играл в бильярд и шахматы.

Когда я работал руководителем и главным конструктором УКБП, с 1965 по 1972 годы, космонавт-2 Герман Титов был нашим научным консультантом. Мы подружились, многократно встречались в Звездном городке, раз пять — в Ульяновске.

Космонавт-2 Герман Титов принимал самое активное и непосредственное участие в освоении новой космической техники, в том числе разработанной и изготовленной в Ульяновском КБ. Дослужился до генерал-полковника, был депутатом Верховного Совета. А погиб нелепо и трагически в 1999 году. Скончался от сердечного приступа в сауне у своего московского друга.

Сам Виктор Павлович Пахомов пережил многое и многих. Его биография необычайно насыщена яркими и знаменательными событиями, встречами с выдающимися людьми и первыми космонавтами планеты. Шутка ли, его производственный стаж составляет 54 года, из них 17 лет был руководителем и главным конструктором УКБП!

Виктор Пахомов родился 14 февраля 1915 года в Москве. В свое время окончил Ульяновский электромеханический техникум при заводе им. Володарского, а в 1941 году — Казанский авиационный институт по специальности «Авиационные аппараты и приборы». И сразу, как говорится, попал из огня да в полымя! Сначала добровольцем участвовал в строительстве одного из укрепрайонов, а в 1943 году с Ульяновского приборостроительного завода был направлен на Белорусский фронт. Молодому инженеру-конструктору поставили задачу внедрить, испытать в боевых условиях автопилоты на средних бомбардировщиках Ли-2. К тому времени Виктор Пахомов уже налетал несколько часов в местном аэроклубе, имел звание лейтенанта и считался очень перспективным конструктором. В одном из воздушных вылетов ульяновец «попал в переделку», был контужен и через семь месяцев вернулся на завод. Зато летчики получили 11 проверенных и надежных комплектов автопилотов.

Творческая жилка, смелость и необъяснимая интуиция, тяга к знаниям и огромное трудолюбие скоро поставили Виктора Пахомова во главе молодых ульяновских конструкторов. А когда его назначили главным инженером УПЗ, Виктор Павлович по собственной инициативе создал конструкторское бюро, исследовательскую мастерскую, отдел снабжения и другие службы. Через год в Ульяновском КБ были разработаны жидкостные компасы и другие приборы для авиации. А вскоре Министерство авиационного приборостроения выделило УКБП в самостоятельную структуру. Руководителем и главным конструктором был утвержден Виктор Пахомов.

Особая и самая захватывающая страница его биографии — работа на космос и дружба с Германом Титовым.

— Это целая эпоха в моей жизни, — вспоминает Виктор Павлович. — Мы разрабатывали различные датчики и сигнализаторы для спутников и пилотируемых космических кораблей, сигнальные фонарики для космонавтов, которые применялись при выходе в открытый космос.

В 1965 году на одном из космических кораблей отказала автоматическая система управления. С большим трудом удалось ликвидировать аварию и спасти космонавтов.

— Меня вызвали в Москву — вспоминает В.Пахомов, — где уже находились Сергей Павлович Королев, специалисты его управления, космонавты Герман Титов, Леонид Леонов и другие. Нам была поставлена задача в трехмесячный срок разработать комплексную систему ручного управления космическим кораблем — КСУКП. Подобные задания, как я узнал впоследствии, получили и другие КБ.

Ульяновские конструкторы и инженеры работали буквально 24 часа в сутки, с необычайным душевным подъемом — космос тогда был у всех на слуху. С поставленной задачей справились: первый ульяновский КСУКП был установлен и испытан на космическом корабле «Союз-9» в 1970 году. За его разработку главный конструктор УКБП Виктор Пахомов был награжден золотой медалью ВДНХ, руководитель испытаний Игорь Семенов — серебряной, руководитель теоретических исследований Натан Савич — бронзовой.

В апреле 2000 года блок КСУКП и другие разработки УКБП для космоса демонстрировались в Мемцентре. Посетивший стенд-выставку космонавт Александр Лазуткин дал очень высокую оценку работе ульяновских конструкторов.

— Я очень счастлив, что являюсь современником Гагарина и Титова, а также тем, что был среди пионеров создания космической техники, — завершил свой рассказ Виктор Павлович Пахомов.



Читайте также...



alieneternal