Каспийский монстр инженера Алексеева

«Сэр, – офицер положил перед генералом пачку фотографий, – русские испытывают на Каспии сверхскоростное судно, передвигающееся со скоростью свыше 400км/ч.» «Вы что-то путаете, это технически невозможно.» «Я не знаю, что там говорят наши инженеры, но разведка не ошибается».

В 1966 году на Каспии проходили испытания экспериментального экраноплана инженера Алексеева.

Инженер Ростислав Алексеев

Славу Алексеева с детства тянуло к изобретательству. Особую тягу он испытывал к лодкам. Подростком он спроектировал и построил плоскодонку. На испытаниях лодка перевернулась. Испытатель чуть не утоп, промок, но происшествие нисколько не охладило его пыла. В 1935 году Ростислав Алексеев поступил в Горьковский индустриальный институт на факультет кораблестроения. Он бредит идеей создания скоростного судна, создает один проект, другой, третий, но математические расчеты показывают, что значительного выигрыша в скорости ни один из них не даст.

Алексеев приходит к мысли, что реализовать идею сверхскоростного судна в рамках классической модели невозможно. Значит, от нее надо отказаться! В 1941 году Алексеев пишет и защищает дипломную работу по теме «Глиссер на подводных крыльях».

Неклассическая модель


Первые попытки построить суда на подводных крыльях относятся к концу XIX века. На высокой скорости судно поднимается на своих крыльях над водой, снижается лобовое сопротивление воды, а это позволяет увеличить скорость. Но мощности используемой паровой машины явно не хватало для получения высокой скорости, необходимой для создания подъемной силы. Алексеев решил использовать эту старую конструкторскую идею.

В 1942 году он – начальник КБ, которое занимается исключительно проектированием судов на подводных крыльях. Созданные в 1943 году по разработкам КБ катера не принимали участия в боевых действиях, но доказали жизнеспособность нового направления в судостроении. В 1951 году группа инженеров, возглавляемая Алексеевым, была удостоена Сталинской премии второй степени.

В 1957 году появился пассажирский теплоход «Ракета» (вместимость 65 человек, скорость 70км/ч). С 1959 по 1976 г. феодосийский завод «Море» выпустил 389 «Ракет». Вслед за «Ракетой» появляются новые проекты: «Метеор», «Волга», «Спутник», «Комета». Последний («Буревестник») развивает скорость 95км/ч, но Алексеев понимает, что это уже предел. Схема исчерпала себя, для нового прорыва нужна новая идея.

Экраноплан

Летчики еще на заре авиации заметили, что при полете над самой землей возникает дополнительная подъемная сила, т.н. «экранный эффект». Алексеев решает создает корабль-самолет. Развив большую скорость, судно выходит из воды и летит над водой, используя экранный эффект. Это был действительно прорыв. Корабль-самолет летит над поверхностью воды, перелетая через мели и небольшие островки. Может выйти на плоский берег, лететь надо льдом или тундрой. Подъемная сила, суммируемая с экранным эффектом, позволяют создать летательный аппарат повышенной грузоподъемности и скорости.

«Каспийский монстр»

Каспийский монстр инженера Алексеева

Естественно, идеей заинтересовались военные. Они углядели плюсы, ускользнувшие от гражданских экспертов. Летящий на низкой высоте экраноплан не виден для радаров, при этом ему абсолютно не страшны противокорабельные мины. В июне 1966 года на воду был спущен первый экспериментальный экраноплан. До появления в 1988 году АН-225 это был самый тяжелый летательный аппаратом в мире. В документах КБ экраноплан проходил как «КМ» (корабль-макет), американцы расшифровали аббревиатуру по-своему: «Каспийский монстр».



Читайте также...



reptiliansearth