Полет, которого могло не быть

Всем известно, что первый полет в космос был совершен в апреле 1961 года. Казалось бы, говорить об этом уже неинтересно, ведь и так сказано и написано немало. Однако мало кому известно, что подготовка к полету проходила с большими трудностями, да и вообще полет и вовсе мог не состояться. С первой попыткой покорения космоса Ю.Гагариным связано немало мифов, которые в настоящее время уже развенчаны. Мало кому известно, что первый полет в космос должен был состояться еще в декабре 1960 года. Однако этому помешала трагедия: 24 октября 1960 года на Байконуре прямо на старте взорвалась ракета, в результате чего погибло около 300 человек. Началось расследование, которое и отодвинуло дату запуска на неопределенное время.
С большими трудностями специалисты столкнулись не только во время первого запуска человека в космос, но и в ходе его подготовки. И космический корабль, ракета-носитель были надежными только наполовину, о чем свидетельствовала статистика: из 6 подготовленных к запуску ракет три старта закончились трагически. В середине мая 1960 года в космос был запущен корабль, который в результате неисправности системы ориентации на Землю не вернулся, а до сих пор летает на орбите. В конце сентября на старте взорвалась ракета, находившиеся на борту собаки Красавка и Дамка погибли. 1 декабря 1960 года был совершен новый запуск, при завершении полета траектория спуска ракеты была настолько крутой, что корабль загорелся, и находившиеся там собаки Мушка и Пчелка погибли…
Полет Гагарина длился всего 108 минут, но это короткое время полностью перевернуло представления людей о возможностях научного прогресса. На протяжении многих лет вся информация, связанная с полетом 1961 года, была засекреченной. С течением времени документы постепенно открывали. К 2011 году было рассекречено более 200 материалов, в частности, чертежи, организационные документы, расшифровки переговоров, рисунки.
В то же время многие эксперты говорят о том, что большая часть засекреченной документации все еще находится в архивах. Именно поэтому и существует большое количество слухов, мифов и домыслов, которые связаны непосредственно с первым полетом и дальнейшей судьбой Ю.Гагарина.
Некоторое время западные средства массовой информации настойчиво подавали сообщения о том, что при первых запусках ракет погибло немало советских космонавтов. Как ни странно, но подобные статьи появляются и в наше время, причем, сейчас уже называются конкретные фамилии космонавтов, которые еще до Гагарина покорили космос. Так, в частности, весьма часто можно встретить имя Валентина Бондаренко, который, якобы, погиб при запуске. Бондаренко действительно погиб, но случилось это еще на Земле, в ходе проведения эксперимента в сурдобаркамере, когда вследствие неосторожных действий случился пожар. Случилась трагедия 23 марта 1961 года.
Встречается также имя Петра Долгова, который вообще не был космонавтом. Он был испытателем парашютной техники и погиб во время совершения испытательного прыжка из стратосферы.
Весьма активно сообщалось о том, что первым космонавтом был не Гагарин, а Владимир Ильюшин, летчик-испытатель. Он, якобы, в апреле 1961 года три раза облетел Землю на борту космического корабля «Россия», однако при посадке получил тяжелые ранения. Поскольку корабль упал на китайскую территорию, то местные жители подобрали советского космонавта и отправили на лечение в дин из монастырей. Это одна из наиболее оригинальных версий. На самом деле, Ильюшин не был в составе отряда космонавтов. Звание Героя СССР получил за установление мирового рекорд, а на динамический потолок (он покорил высоту почти 29 тысяч метров). В Китае Ильюшин был, он восстанавливался после серьезной травмы.
Если говорить непосредственно о полете Гагарина, то и здесь все было не так просто. Так, в частности, до космического корабля первого космонавта провожали сразу два дублера. Кроме Германа Титова, которым даже хотели заменить Гагарина, «страховал» запуск и Григорий Нелюбов. Он, в отличие от Титова и Гагарина не был в скафандре, однако был готов в случае непредвиденных обстоятельств осуществить полет. Жизнь его сложилась очень непросто: спустя некоторое время после полета Гагарина Нелюбова исключили из отряда космонавтов за систематические нарушения дисциплины, а еще через несколько лет он погиб.
За несколько дней до полета Юрий Гагарин написал своей жене прощальное письмо на тот случай, если произойдет трагедия. К счастью, в 1961 году оно не потребовалось, и оно попало в руки Валентине Ивановне только в 1968 году после гибели супруга.
Полет космического корабля проходил полностью в автоматическом режиме, поскольку никто из специалистов не мог гарантировать, что в условиях невесомости космонавт сохранит работоспособность. Все, кто готовил полет, не знали, не пострадает ли психика космонавта, справится ли с чернотой космоса и одиночеством. Вместе с тем Гагарину передали специальный секретный код, который давал возможность активировать ручное управление.
Поскольку никакой уверенности в исходе полета не было ни у кого, было заранее записано три варианта обращения космонавта к народу. В первом сообщалось об успешном завершении полета (записано самим Гагариным), во втором – о невыходе корабля на орбиту, в третьем – о гибели космонавта (два последних сообщения записаны Титовым и Нелюбовым). Точно также было заготовлено три сообщения ТАСС о полете человека в космос: на случай поисков космонавта, на случай успешного приземления и на случай трагедии.
Весь полет был полон нештатными ситуациями. Так, перед началом запуска сработал датчик герметичности и ведущему конструктору вместе с рабочими пришлось в спешном порядке раскручивать более 30 болтов, проверять и поправлять датчик и так же спешно закрывать люк. Кроме того, произошел сбой лини связи: вместо цифры «5» высвечивалась «3», что означало аварию на корабле. После отделения третьей ступени ракеты было быстрое вращение корабля и кувыркание при спуске, агрегатный отсек долго не отделялся, что могло привести к пожару, заклинил клапан скафандра, что могло привести к удушью космонавта… И еще: ракета вывела корабль на орбиту на 100 километров выше запланированной высоты. Надежды оставались на тормозной двигатель, который в итоге сработал, но отключился на 4 секунды раньше. В результате – недолет и посадка космонавта в нерасчетный район.
На заключительной стадии полета Гагарин обронил фразу, которую на протяжении длительного времени замалчивали: он попрощался, сказав, что горит. Все дело в том, что до этого полета ни у кого не было четкого представления, как именно будет выглядеть прохождение корабля слоев атмосферы. Именно поэтому, космонавт, увидев бушующее пламя, сделал вывод, что корабль охвачен пламенем, и он скоро погибнет. Это сейчас уже известно, что трение обшивки об атмосферу – рабочий момент, и современные космонавты уже готовы к этому впечатляющему, яркому зрелищу.
На кораблях класса «Восток» посадка космонавтов внутри кабины спускаемого аппарата была не предусмотрена, поэтому космонавт катапультировался на высоте 1,5 км. Это было связано с тем, что на таких космических кораблях не были установлены двигатели мягкой посадки, обеспечивающие безопасное приземление. Помимо этого, под влиянием высоких температур в атмосфере существовала угроза «заваривания» люка. В случае с полетом Гагарина представители Международной аэронавтической федерации отказывались регистрировать рекорд советского космонавта из-за посадки вне корабля. Поэтому советская сторона немного слукавила, когда объявила, что Гагарин приземлился в кабине. И только в 1964 году были официально признаны все обстоятельства посадки.
Ещ?



Читайте также...